Методическая копилка | Январь 06, 2012,19:00
Особенности преподавания лекции в технологии индивидуального продвижения: некоторые приемы актуализации познавательной деятельности на уроках литературы.
Лекция является первым и обязательным элементом изучения новой темы в технологии индивидуального продвижения, поэтому от того, как пройдет лекция, будет зависеть результативность практического занятия, практической работы и зачета. Основная цель любой лекции – знакомство обучающихся с новым материалом.
На лекции учитель получает возможность передать учащимся большой объем информации, необходимой для дальнейшего изучения зачетного раздела. Тем более что курс литературы в старших классах изучается на историко-литературной основе, где объем информации, необходимой для изучения, велик.
Основным недостатком лекции является относительная пассивность обучающихся. Для того чтобы активизировать внимание обучающихся на лекции, мною на уроках литературы применяются некоторые приемы, способствующие:
-появлению обратной связи;
-беседе с обучающимися;
-совместным рассуждениям;
-осознанному усвоению учебного материала.
Характеристика приемов актуализации познавательной деятельности на уроках литературы.
Описанные мною приемы нельзя назвать авторскими. Некоторые из них появились в ходе неоднократного изучения каких-либо тем, некоторые традиционные, но адаптированы к особенностям контингента вечерней школы, некоторые – взяты из определенных технологий.
Стоит отметить, что на разных этапах проведения лекции применяются различные приемы, выполняющие различные функции.
№ |
Название приема |
Описание |
Рефлексия по применению |
Начало лекции. |
|||
1 |
Корзина |
Объявив тему лекции, учитель рисует на доске корзину (понятие взято из информатики) и «собирает» в нее всю информацию, которую учащиеся знают на эту тему. |
Как правило, в корзине «знаний» немного, некоторые неверные, поэтому у учеников появляется интерес узнать больше информации. |
2 |
«Веришь? / Не веришь?» |
Перед началом изучения новой темы учащимся раздаются утверждения (правильные и неправильные) по теме, которую предстоит изучить. Ученики должны прочитать эти утверждения и отметить, верят они этим фактам или нет. В конце лекции ученики возвращаются к этому материалу и проверяют себя, насколько они были правы. Главное, взять самые интересные, необычные факты из лекции. |
Этот прием способствует развитию интереса. Учащиеся в течение всей лекции проверяют себя. |
3 |
Визуальное погружение |
Применение демонстрационного материала: фильмы, характеризующие эпоху, биографические фильмы (фрагменты), электронные презентации, аудиозаписи художественного чтения произведений и т.п. |
Этот прием способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Ученики погружаются в изучаемую эпоху, работает зрительная память. У некоторых возникает желание сделать самому учебную презентацию. Аудио фрагменты развивают художественно-речевые навыки. |
4 |
«Самое главное надо знать!» |
Учащимся предлагается просмотреть лекцию телеканала Бибигон по изучаемой теме. При этом после прослушивания предлагается ответить на вопросы по услышанному материалу, дописать тезисы. Вопросов или тезисов должно быть немного, это должна быть самая важная информация. |
Актуализация внимания + изложение нового материала другим (виртуальным) лектором. |
Середина лекции |
|||
5. |
Фантастическая добавка |
Учащимся предлагается перенести какого-либо конкретного героя или обобщенного образа, например, «лишнего человека», «маленького человека», в современную эпоху, дать ему характеристику. |
Этот прием увидеть учителю, правильно ли поняли учащиеся основные особенности нового героя или образа, откорректировать понимание этого образа, углубить его, вызвать на диалог учеников. |
6 |
«Помощь зала» |
Учащиеся заранее готовят доклад, мини-сочинение, освещая какой-то один аспект изучаемой темы. Учитель при объяснении нового материала просить определенного ученика помочь ей. |
Этот прием лучше использовать в середине учебного года, когда ученики в классе привыкнут друг к другу и будут адекватно воспринимать сообщение своего одноклассника. Сообщение должно быть небольшим по объему. |
Конец лекции |
|||
7 |
«Это все не просто так!» |
Учащимся после прослушивания лекции предлагается текст, в котором им необходимо отметить на полях «знал / узнал / хочу узнать больше» или «интересно/неинтересно/хочу узнать больше». |
Проверка таких текстов позволяет учителю увидеть насколько интересен предмет для учащихся, спланировать индивидуальную работу с учениками на практическом занятии, проанализировать актуальность изучаемой темы для обучающихся. |
8 |
«Лови ошибку»
|
1 вариант. После прослушивания лекции учащимся предлагаются тезисы (правильные и неправильные), правильных должно быть больше. Ученики должны «поймать ошибку». 2 вариант. После просмотра электронной презентации учитель намеренно допускает фактическую ошибку, записывая основные тезисы лекции на доске. |
Актуализация внимания учащихся. |
9 |
«Найди лишнее» |
Учитель в конце лекции записывает несколько понятий (8-10), которые относятся к новой теме. Среди них есть те, которые не относятся к этой теме, учащиеся должны их найти и объяснить свой выбор. |
Проверка внимательности, повторение только что услышанного материала, развитие устной речи учащихся. |
Например:
Прием «Веришь? / Не веришь».
К лекции на тему «А. П. Чехов». 12 класс.
Задания:
Прием «Самое главное надо знать!»
Прослушать лекцию телеканала Бибигон по теме «М. Горький. Ранее творчество» и ответить на вопросы:
Прием «Найди лишнее».
После лекции по творчеству А. Ахматовой учитель записывает на доске понятия, среди которых нужно найти те, которые не относятся к новому материалу, например:
СИМВОЛИЗМ, РЕКВИЕМ, ПЕТЕРБУРГ, ОДИНОЧЕСТВО, ОДЕССА, ЭМИГРАЦИЯ, СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК, ЗОЛОТОЙ ВЕК, РИФМА, ЧЕРТОПОЛОХ, ПОДОРОЖНИК, СИНЯЯ СТАЯ.
Я иду на урок литературы | Январь 06, 2012,13:42
Практическая работа.
Эволюция темы родины в лирике С. Есенина.
Класс делится на три группы, каждая группа работает со стихотворениями определенного периода творчества С. Есенина. В конце урока полученные результаты озвучиваются, выводы записываются в тетрадь.
Задание для первой группы.
Прочитайте стихотворения, написанные Есениным в первый период творчества (1914-1915). Найдите самые яркие строки, отражающие мироощущение поэта в это время. Оформите их в качестве эпиграфа над таблицей. Найдите в стихотворениях интересующие нас образы и оформите в виде таблицы:
Эпиграф _________________________
_________________________
Стихотворение |
Эпитеты |
Метафоры, олицетворения |
Сравнения |
Цветообразы (слова, корни, которых обозначают снег) |
«Край любимый! Сердцу снятся…» |
|
|
|
|
«Топи да болота…» |
|
|
|
|
«Сторона ль моя, сторонка…» |
|
|
|
|
«Гой ты, Русь, моя родная…» |
|
|
|
|
«Тебе одной плету венок…» |
|
|
|
|
«Туча кружево в роще связала…» |
|
|
|
|
Общий вывод: каков образ родины и отношение к ней поэта в данных стихотворениях? |
|
Задание для второй группы.
Прочитайте стихотворения, написанные Есениным во второй период творчества (1920-1921). Найдите самые яркие строки, отражающие мироощущение поэта в это время. Оформите их в качестве эпиграфа над таблицей. Найдите в стихотворениях интересующие нас образы и оформите в виде таблицы:
Эпиграф _________________________
_________________________
Стихотворение |
Эпитеты |
Метафоры, олицетворения |
Сравнения |
Цветообразы (слова, корни, которых обозначают снег) |
«Я последний поэт деревни…» |
|
|
|
|
Сорокоуст. |
|
|
|
|
Хулиган |
|
|
|
|
«Мир таинственный, мир мой древний…» |
|
|
|
|
Песнь о хлебе. |
|
|
|
|
«Сторона ль ты моя, сторона!» |
|
|
|
|
Общий вывод: каков образ родины и отношение к ней поэта в данных стихотворениях? |
|
Задание для третьей группы.
Прочитайте стихотворения, написанные Есениным в третьем периоде творчества (1924-1925). Найдите самые яркие строки, отражающие мироощущение поэта в это время. Оформите их в качестве эпиграфа над таблицей. Найдите в стихотворениях интересующие нас образы и оформите в виде таблицы:
Эпиграф _________________________
_________________________
Стихотворение |
Эпитеты |
Метафоры, олицетворения |
Сравнения |
Цветообразы (слова, корни, которых обозначают снег) |
«Низкий дом с голубыми ставнями…» |
|
|
|
|
«Мы теперь уходим понемногу…» |
|
|
|
|
«Неуютная жидкая лунность…» |
|
|
|
|
«Несказанное, синее, нежное…» |
|
|
|
|
«Спит ковыль. Равнина дорогая…» |
|
|
|
|
«Синий май. Заревая теплынь…» |
|
|
|
|
Общий вывод: каков образ родины и отношение к ней поэта в данных стихотворениях? |
|
Вывод:
-помогает ли система поэтических образов понять мироощущение поэта на определенном этапе его творческого пути?
- менялось ли мироощущение поэта с течением времени?
- каков образ родины в лирике Есенина?
Я иду на урок литературы | Январь 06, 2012,13:40
Презентация к изучению творческой биографии Марины Цветаевой.