Я иду на урок литературы | Январь 11, 2012,13:54
Методическая копилка | Январь 06, 2012,19:00
Особенности преподавания лекции в технологии индивидуального продвижения: некоторые приемы актуализации познавательной деятельности на уроках литературы.
Лекция является первым и обязательным элементом изучения новой темы в технологии индивидуального продвижения, поэтому от того, как пройдет лекция, будет зависеть результативность практического занятия, практической работы и зачета. Основная цель любой лекции – знакомство обучающихся с новым материалом.
На лекции учитель получает возможность передать учащимся большой объем информации, необходимой для дальнейшего изучения зачетного раздела. Тем более что курс литературы в старших классах изучается на историко-литературной основе, где объем информации, необходимой для изучения, велик.
Основным недостатком лекции является относительная пассивность обучающихся. Для того чтобы активизировать внимание обучающихся на лекции, мною на уроках литературы применяются некоторые приемы, способствующие:
-появлению обратной связи;
-беседе с обучающимися;
-совместным рассуждениям;
-осознанному усвоению учебного материала.
Характеристика приемов актуализации познавательной деятельности на уроках литературы.
Описанные мною приемы нельзя назвать авторскими. Некоторые из них появились в ходе неоднократного изучения каких-либо тем, некоторые традиционные, но адаптированы к особенностям контингента вечерней школы, некоторые – взяты из определенных технологий.
Стоит отметить, что на разных этапах проведения лекции применяются различные приемы, выполняющие различные функции.
№ |
Название приема |
Описание |
Рефлексия по применению |
Начало лекции. |
|||
1 |
Корзина |
Объявив тему лекции, учитель рисует на доске корзину (понятие взято из информатики) и «собирает» в нее всю информацию, которую учащиеся знают на эту тему. |
Как правило, в корзине «знаний» немного, некоторые неверные, поэтому у учеников появляется интерес узнать больше информации. |
2 |
«Веришь? / Не веришь?» |
Перед началом изучения новой темы учащимся раздаются утверждения (правильные и неправильные) по теме, которую предстоит изучить. Ученики должны прочитать эти утверждения и отметить, верят они этим фактам или нет. В конце лекции ученики возвращаются к этому материалу и проверяют себя, насколько они были правы. Главное, взять самые интересные, необычные факты из лекции. |
Этот прием способствует развитию интереса. Учащиеся в течение всей лекции проверяют себя. |
3 |
Визуальное погружение |
Применение демонстрационного материала: фильмы, характеризующие эпоху, биографические фильмы (фрагменты), электронные презентации, аудиозаписи художественного чтения произведений и т.п. |
Этот прием способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Ученики погружаются в изучаемую эпоху, работает зрительная память. У некоторых возникает желание сделать самому учебную презентацию. Аудио фрагменты развивают художественно-речевые навыки. |
4 |
«Самое главное надо знать!» |
Учащимся предлагается просмотреть лекцию телеканала Бибигон по изучаемой теме. При этом после прослушивания предлагается ответить на вопросы по услышанному материалу, дописать тезисы. Вопросов или тезисов должно быть немного, это должна быть самая важная информация. |
Актуализация внимания + изложение нового материала другим (виртуальным) лектором. |
Середина лекции |
|||
5. |
Фантастическая добавка |
Учащимся предлагается перенести какого-либо конкретного героя или обобщенного образа, например, «лишнего человека», «маленького человека», в современную эпоху, дать ему характеристику. |
Этот прием увидеть учителю, правильно ли поняли учащиеся основные особенности нового героя или образа, откорректировать понимание этого образа, углубить его, вызвать на диалог учеников. |
6 |
«Помощь зала» |
Учащиеся заранее готовят доклад, мини-сочинение, освещая какой-то один аспект изучаемой темы. Учитель при объяснении нового материала просить определенного ученика помочь ей. |
Этот прием лучше использовать в середине учебного года, когда ученики в классе привыкнут друг к другу и будут адекватно воспринимать сообщение своего одноклассника. Сообщение должно быть небольшим по объему. |
Конец лекции |
|||
7 |
«Это все не просто так!» |
Учащимся после прослушивания лекции предлагается текст, в котором им необходимо отметить на полях «знал / узнал / хочу узнать больше» или «интересно/неинтересно/хочу узнать больше». |
Проверка таких текстов позволяет учителю увидеть насколько интересен предмет для учащихся, спланировать индивидуальную работу с учениками на практическом занятии, проанализировать актуальность изучаемой темы для обучающихся. |
8 |
«Лови ошибку»
|
1 вариант. После прослушивания лекции учащимся предлагаются тезисы (правильные и неправильные), правильных должно быть больше. Ученики должны «поймать ошибку». 2 вариант. После просмотра электронной презентации учитель намеренно допускает фактическую ошибку, записывая основные тезисы лекции на доске. |
Актуализация внимания учащихся. |
9 |
«Найди лишнее» |
Учитель в конце лекции записывает несколько понятий (8-10), которые относятся к новой теме. Среди них есть те, которые не относятся к этой теме, учащиеся должны их найти и объяснить свой выбор. |
Проверка внимательности, повторение только что услышанного материала, развитие устной речи учащихся. |
Например:
Прием «Веришь? / Не веришь».
К лекции на тему «А. П. Чехов». 12 класс.
Задания:
Прием «Самое главное надо знать!»
Прослушать лекцию телеканала Бибигон по теме «М. Горький. Ранее творчество» и ответить на вопросы:
Прием «Найди лишнее».
После лекции по творчеству А. Ахматовой учитель записывает на доске понятия, среди которых нужно найти те, которые не относятся к новому материалу, например:
СИМВОЛИЗМ, РЕКВИЕМ, ПЕТЕРБУРГ, ОДИНОЧЕСТВО, ОДЕССА, ЭМИГРАЦИЯ, СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК, ЗОЛОТОЙ ВЕК, РИФМА, ЧЕРТОПОЛОХ, ПОДОРОЖНИК, СИНЯЯ СТАЯ.
Я иду на урок литературы | Январь 06, 2012,13:42
Практическая работа.
Эволюция темы родины в лирике С. Есенина.
Класс делится на три группы, каждая группа работает со стихотворениями определенного периода творчества С. Есенина. В конце урока полученные результаты озвучиваются, выводы записываются в тетрадь.
Задание для первой группы.
Прочитайте стихотворения, написанные Есениным в первый период творчества (1914-1915). Найдите самые яркие строки, отражающие мироощущение поэта в это время. Оформите их в качестве эпиграфа над таблицей. Найдите в стихотворениях интересующие нас образы и оформите в виде таблицы:
Эпиграф _________________________
_________________________
Стихотворение |
Эпитеты |
Метафоры, олицетворения |
Сравнения |
Цветообразы (слова, корни, которых обозначают снег) |
«Край любимый! Сердцу снятся…» |
|
|
|
|
«Топи да болота…» |
|
|
|
|
«Сторона ль моя, сторонка…» |
|
|
|
|
«Гой ты, Русь, моя родная…» |
|
|
|
|
«Тебе одной плету венок…» |
|
|
|
|
«Туча кружево в роще связала…» |
|
|
|
|
Общий вывод: каков образ родины и отношение к ней поэта в данных стихотворениях? |
|
Задание для второй группы.
Прочитайте стихотворения, написанные Есениным во второй период творчества (1920-1921). Найдите самые яркие строки, отражающие мироощущение поэта в это время. Оформите их в качестве эпиграфа над таблицей. Найдите в стихотворениях интересующие нас образы и оформите в виде таблицы:
Эпиграф _________________________
_________________________
Стихотворение |
Эпитеты |
Метафоры, олицетворения |
Сравнения |
Цветообразы (слова, корни, которых обозначают снег) |
«Я последний поэт деревни…» |
|
|
|
|
Сорокоуст. |
|
|
|
|
Хулиган |
|
|
|
|
«Мир таинственный, мир мой древний…» |
|
|
|
|
Песнь о хлебе. |
|
|
|
|
«Сторона ль ты моя, сторона!» |
|
|
|
|
Общий вывод: каков образ родины и отношение к ней поэта в данных стихотворениях? |
|
Задание для третьей группы.
Прочитайте стихотворения, написанные Есениным в третьем периоде творчества (1924-1925). Найдите самые яркие строки, отражающие мироощущение поэта в это время. Оформите их в качестве эпиграфа над таблицей. Найдите в стихотворениях интересующие нас образы и оформите в виде таблицы:
Эпиграф _________________________
_________________________
Стихотворение |
Эпитеты |
Метафоры, олицетворения |
Сравнения |
Цветообразы (слова, корни, которых обозначают снег) |
«Низкий дом с голубыми ставнями…» |
|
|
|
|
«Мы теперь уходим понемногу…» |
|
|
|
|
«Неуютная жидкая лунность…» |
|
|
|
|
«Несказанное, синее, нежное…» |
|
|
|
|
«Спит ковыль. Равнина дорогая…» |
|
|
|
|
«Синий май. Заревая теплынь…» |
|
|
|
|
Общий вывод: каков образ родины и отношение к ней поэта в данных стихотворениях? |
|
Вывод:
-помогает ли система поэтических образов понять мироощущение поэта на определенном этапе его творческого пути?
- менялось ли мироощущение поэта с течением времени?
- каков образ родины в лирике Есенина?
Я иду на урок литературы | Январь 06, 2012,13:40
Презентация к изучению творческой биографии Марины Цветаевой.
Я иду на урок литературы | Январь 05, 2012,14:22
Презентация для проведении игры по творчеству поэтов серебряного века.
Я иду на урок литературы | Январь 05, 2012,14:06
Сценарий внеклассного мероприятия
«Литературная гостиная. Век 19 ».
Literaturnaya_gostinaya._Vek_devyatnadcatyi.rar - приложение, в котором весь необходимый материал для проведения мероприятия, презентации.
Звучит песня группы «Белый орел» «Как упоительны в России вечера».
Ведущий 1.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен…
Ведущий 2. XIX век - один из самых интересных веков истории! Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Островский, Толстой, Салтыков-Щедрин, Тургенев, Достоевский и многие другие имена связаны с веком, именуемым «золотым».
Мы предлагаем вам совершить увлекательное путешествие в это время. Присоединяйтесь к нам, становитесь участниками нашей «Литературной гостиной».
Ведущий 1.(слово о командах и правилах игры)
Сегодня играют сборные команды 10-х классов. Поприветствуем участников турнира.
Оценивать уровень вашей начитанности, эрудицию и творческие способности будет компетентное жюри.
Раунд 1. «Эпоха и лица».
Ведущий 1. 19 век – век великих людей.
Ведущий 2.
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Ведущий 1. В первом нашем конкурсе мы предлагаем вам портреты известных личностей этой эпохи. Скажите, кем были эти люди, в какой области прославились? У каждой из команд на столе лежат подсказки, воспользуйтесь ими в случае затруднения.
Раунд 2. «Одежда».
Ведущий 1.
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть.
Для того чтобы совершить путешествие, нам необходимо разобраться во внешнем виде героев того времени. Что оденет на прогулку Онегин, а что Татьяна? Что выбрал бы Печорин, а что княжна Мери? Попробуем в этом разобраться…
Ведущий 2. Вам предлагается список одежды, которую носили дамы и джентльмены 19 века. Пожалуйста, определите, что из этого списка оденет мужчина, а что – женщина.
Фрак - костюм Кацавейка - кофта
Визитка - сюртук Салоп – накидка, верхняя одежда
Венгерка - куртка Бурнус – короткая верхняя одежда
Крылатка - плащ Чепец – головной убор
Архалук - халат Капот – широкая одежда с рукавами
Раунд 3. «Конечно, вы не раз видали уездной барышни альбом»
Ведущий 2.
Долго сих листов заветных
Не касался я пером;
Виноват, в столе моем
Уж давно без строк приветных
Залежался твой альбом.
В именины, очень кстати,
Пожелать тебе я рад
Много всякой благодати,
Много сладостных отрад,-
На Парнасе много грома,
В жизни много тихих дней
И на совести твоей
Ни единого альбома
От красавиц, от друзей.
Ведущий 1.
В начале XIX века в моду вошли небольшие, изящно украшенные альбомы, легко помещавшиеся в дамской сумочке. Эпоха сентиментализма значительно повлияла как на содержание альбома, так и на его оформление.
Ведущий 2.
В альбомных рисунках первой трети позапрошлого столетия чаще всего можно было обнаружить символические образы, характерные для элегической поэзии: амуры, цветы, пылающие сердца, пейзажи, освещенные луной, руины, урны, надгробия, могильные холмы. Между листами альбома вкладывали засушенные цветы, пряди волос.
Ведущий 1.
Произведения, записываемые в альбомы, были по большей части стихотворными: элегии, мадригалы, романсы — как известных поэтов, так и анонимных авторов, но нередко встречались и афоризмы, прозаические отрывки, вырезки из журналов.
Ведущий 2.
Мы вас предлагаем попробовать себя в роли влюбленного юноши 19 века и заполнить страницы нашего альбома!
Раунд 4. «Салон»
Ведущий 2. Литературный салон - это особая форма духовной жизни избранного круга интеллектуальной элиты, организованная для общения по историко-культурной, общественно-политической и философской тематике с акцентом на вопросы литературного творчества.
Ведущий 1. Литературные салоны оказали большое влияние на развитие русской культуры. В них создавались литературные кружки, объединения, впервые читались вслух произведения, которые при существовании царской цензуры появлялись на бумаге много позже (например, «Горе от ума»).
Ведущий 2. Мы приглашаем всех заглянуть в один из модных литературных салонов. Нынче новая игра. Фанты и буриме, право же, надоели. Сегодня играем в двустишия.
Вашему вниманию будет предложена строчка из классического стихотворения.
Эту цитату необходимо творчески преломить во второй, уже своей собственной строчке.
Например:
По улицам слона водили — (И. Крылов.) На нем рекламу разместили.
или
Однажды в студеную зимнюю пору (Н. Некрасов.) Тепло отключили. И дали не скоро.
(Команды выбирают по 3 карточки с записью цитат.)
Я пришел к тебе с приветом... (А. Фет.)
Три девицы под окном... (А. Пушкин.)
Мороз и солнце. День чудесный. (А. Пушкин.)
Я помню чудное мгновенье... (А. Пушкин.)
Как ныне сбирается вещий Олег... (А. Пушкин.)
Скажи-ка, дядя, ведь недаром... (М. Лермонтов.)
На выполнение задания — две минуты.
А зрители могут тоже принять участие в этом развлечении. Вам предлагаются такие строки
ЗАДАНИЕ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ
Я встретил вас... (Ф. Тютчев.)
Умом Россию не понять... (Ф. Тютчев.)
Вчерашний день часу в шестом... (Н. Некрасов.)
Раунд 5. «Родовое гнездо»
Ведущий 1.
Дома косые, двухэтажные,
И тут же рига, скотный двор,
Где у корыта гуси важные
Ведут немолчный разговор.
В садах настурции и розаны,
В прудах зацветших караси.
Усадьбы старые разбросаны
По всей таинственной Руси.
Н. Гумилев
Ведущий 2. Русская дворянская усадьба представляла собой особый мир, обустроенный в соответствии со вкусами и возможностями владельцев. Сотни разбросанных по стране дворянских усадеб были в некотором смысле островками европейской культуры в российской глубинке.
Соотнесите фамилии великих русских писателей XIX века и названия их усадеб.
Л.Н.Толстой
И.С.Тургенев Тарханы
А.П.Чехов Спасское-Лутовиново
А.С. Пушкин Ясная Поляна
Ф.М.Достоевский Михайловское
М.Ю.Лермонтов
Раунд 6. "Дуэль"
Ведущий 1. Дуэль - одно из самых загадочных явлений русской жизни. Подобно французскому балету и польской водке она относится к таким заимствованиям, которые очень быстро стали национальными особенностями.
Ведущий 2. "Дуэль - есть условленный бой между двумя лицами смертоносным оружием для удовлетворения поруганной чести..." / Из истории русской дуэли /
Ведущий 1. Наша же дуэль вполне мирная. Мы предлагаем ряд шарад. Шарада - это старинное развлечение, пользовавшееся большим успехом в 19 веке. Хорошая шарада тренирует мозг, радует изящным стихом, отличается выдумкой. Сейчас это уже не так, но раньше шарады были обязательно стихотворными произведениями искусства. Предлагаю вам отличные шарады писателя А.Е. Измайлова (XIX век).
Танцуя, первое мое употребляют,
С водой второе попивают,
А иногда и без воды,
И много от него бывает здесь беды;
На целом же переезжают
Через реку, через канал –
Ужли, читатель, ты еще не угадал?
Читатель! Первое мое – предлог
И имя – это лишь в одних печах бывает;
Второе всякому дал Бог.
Беда и стыд тому, его кто потеряет!
На целом подают
То, что едят и пьют.
Слог первый у меня то место означает,
Куда приходят корабли;
Второй – спасителя животных на земли;
А целое – того, кто всех нас одевает.
По первому мы ходим,
И это есть во всех домах;
Второе в азбуке находим;
А целое – в шкафах.
Слог первый состоит из буквы только гласной;
Второй же из согласной:
От первой в азбуке она недалека,
А целое – река.
Когда за целое мое детей сажают,
То первое всегда сперва покажут им;
Напротив же того, вторым
Нередко их стращают.
Два слога первые – растенье.
Хоть горько, мочи нет, оно,
Но многие у нас кладут его в вино.
Последний слог – местоименье;
А в целом утонуть зимой немудрено.
Раунд 7. «Живопись…»
Ведущий 1. В последнем конкурсе нашего калейдоскопа мы предлагаем вам «оживить» картину и сделать это как можно достоверней. Обратите внимание на мимику, жесты изображенных персонажей.
Предоставляется слово жюри для подведения итогов игры.
Ведущий 1.
Пока жюри подводит итоги нашей встречи, послушайте, пожалуйста, рассуждение учащегося 10 «А» класса о веке нынешнем и минувшем…
Мораль и истина проста,
Кто в разуме своем имеет Бога
Легко отсеет злое от добра
И в сложном поступает верно тоже!
Здесь речь о здравой жизни с Богом.
Кто хочет правильным путем идти,
Чтоб истину внутри себя найти,
А истина одна есть в каждом сердце.
Добром сиять оно должно,
А это лишь возможно с Богом,
Живя заветами Его.
Дворянство, нравы, суета по жизни,
Салон держать искусно ведь могли.
Салон тогда теперь зовется элитой громко!
Манеры, стиль и добрый нрав людей
Тогда были прямой потребой.
Сейчас живут не так,
Хотят и быстро, много и всего!
Кучу бабла, свой бизнес, ВВП, конечно,
Где тут любовь и дружбы простота!?
Так далеко ребята не уехать,
Живя эгоистично для себя,
Не замечая нужды ближних,
То чем мы лучше, блин, скота?!
Мы от зверей отличны тем лишь,
Что можем мыслить, здраво рассуждать,
Кого-то из людей поднять на свои ноги,
Когда упав, в нем силы нет самостоятельно вставать!
В нужде голодной дать на пропитанье
И добрым словом в горе поддержать,
Ведь только так остаться можно человеком
И здравый смысл в жизни утверждать!
Мораль стиха сказать о том:
Живи добрей, свети добром!!!
Спасибо всем за участие!!!
Используемая литература: О. Н. Харитонова. Сборник литера