Я иду на урок литературы | Апрель 10, 2012,10:26
Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения
Класс ____11___________
Литературная тема _____ «Нам бы про душу не забыть…» _____________
Тема урока: «Деревенская проза»: истоки, проблемы, герои. Герои Шукшина.
Тип урока изучение нового учебного материала.
Триединая задача:
Эпиграф к уроку:
“Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть. Мы один раз, уж так случилось , живем на земле.
Ну так будь ты повнимательнее друг к другу, подобрее…”
В.М.Шукшин
№ |
Аспекты учебной деятельности |
Уровень литературного развития учащихся |
Аргументация целесообразности учебной деятельности |
||
низкий |
средний |
высокий |
|||
1 |
Методы обучения |
репродуктивный |
частично-поисковый |
исследовательский метод |
Сочетание разных методов обучения на уроке позволяет достичь целей, поставленных учителем. Также такое сочетание направлено на совершенствование разных сфер читательского восприятия и литературного развития. |
2 |
Вопросы |
- какими основными признаками характеризуется жанр рассказ? -какие рассказы В. Шукшина вы читали? - какие «чудики» вам запомнились? Как автор относится к своим героям-«чудикам»? |
- объясните смысл названия рассказа «Чудик». -что означает «чудик»? какие однокоренные слова можно привести? - каково соотношение внешнего и внутреннего мира героя? (Рассказ «Чудик»). -почему имя главного героя мы узнаем только в конце рассказа?
|
- есть ли в русской литературе прототипы Чудика? - можно ли назвать -в чем новаторство В. Шукшина? - о чем думают, размышляют шукшинские герои? Какие вопросы их занимают? - как вопросы героев Шукшина отражают картину русской жизни 20-го века? Есть ли в наше время такие люди как Чудик? Каково к ним отношение окружающих? Как вы думаете, почему? |
Данные вопросы: - развивают умение работать со справочной литературой; - развивают умение «вписывать» произведение в культурный контекст; - развивают навыки самостоятельного поиска и осмысления информации; - развивают навыки устной речи; - развивают умение обобщать и делать выводы; - демонстрируют начитанность, знание конкретного текста. |
3 |
Повторяемый материал |
Рассказ |
Рассказ, образ, характер |
Традиции А. П. Чехова-рассказчика, жанр рассказа, стиль писателя. |
умение пользоваться текстом, составлять таблицы, характеризовать героев по плану уже знакомая учащимся работа, постоянное возвращение способствует более эффективному восприятию и истолкованию данного рассказа. |
4 |
Внутрипредметные связи |
Анализ образа писателя в лирике (стихотворения Е. Евтушенко, В. Высоцкого, |
Работа с воспоминаниями современников, воспоминаниями самого Шукшина |
Работа с воспоминаниями современников, воспоминаниями самого Шукшина. |
В ходе урока у обучающихся должен сформироваться образ изучаемого писателя. |
5 |
Межпредметные связи |
литература и кино (документальное кино о детстве, родном крае; Пестрая лента. Шукшин-Человек земли - док. Фильм, отрывки художеств.фильмов ) |
Литература, кино, музыка (Владимир Высоцкий песня «Памяти Василия Шукшина»Фантазия на тему песни Я. Френкеля «Калина красная». |
Литература, кино, история, музыка, живопись |
Показ фильмов о детских годах, о родине писателя помогают увидеть как формировался характер писателя-«деревенщика», как повлияло на его становление красота и богатство природы родного края Шукшина. Использование отрывков документальных фильмов, песен дает возможность ярче раскрыть образ уже сложившегося писателя. Отрывки художественных фильмов показывают образ героя Чудика. Характеристика времени (историческая справка) помогают понять причины возникновения нового направления в литературе. |
6 |
Самостоятельная работа |
Нахождение в тексте ответов на вопросы |
Анализ эпизода, анализ речевого строя героя, объяснение связи речевого строя с проблематикой рассказа |
Раскрытие конкретно-исторического и общечеловеческого содержание рассказа через сравнительный анализ внутреннего состояния и поведения героя, анализ способов раскрытия «русского характера» и его связи со временем |
Анализ рассказа |
7 |
Контроль и обратная связь |
Тест на знание творческой биографии писателя. |
Творческая работа: рисуем словесный портрет Чудика. |
Творческая работа: размышление над эпиграфом урока. |
Дифференциация заданий для учащихся связана с необходимостью совершенствования разных аспектов восприятия творчества писателя, изучаемого текста. |
8 |
Планируемые результаты |
Выполнение теста. |
Развернутый ответ с аргументацией собственного мнения.
|
Развернутый ответ с аргументацией собственного мнения.
|
Достижение целей урока. |
9 |
Формы организации учебной деятельности |
Индивидуальная, групповая |
Индивидуальная, групповая |
Индивидуальная, групповая |
Современный урок предполагает использование разных форм работы на уроке с акцентом на индивидуальное продвижение каждого ученика в классе. |
10 |
Домашнее задание |
Развернутый ответ-размышление. |
Письменная работа в форме эссе: можно ли согласиться со словами М. Горького, что “чудаки украшают мир?” |
Письменная работа в форме эссе: пишем письмо Чудику. |
Письменная работа-обобщение позволяет выявить уровень понимания каждым учеником изученной темы. Учащийся может сам выбрать домашнее задание, самостоятельно оценивая свои способности. |
Я иду на урок литературы | Апрель 09, 2012,17:26
СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ ПОСТАНОВКИ К 9 МАЯ
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Женщина 1
Женщина 2
Внук
Старшина
Хозяйка
Соня
Галя
Лиза
Рита
Теркин
Солдаты
Она - Татьяна Александровна
Он - Сергей Коновалов
КАРТИНА 1.
Наше время. Стол, накрытый скатертью, чайник, кружки. Две женщины пьют чай, разговаривают. Внук сидит в стороне за книгой (ноутбуком).
Женщина 1. Наливай-ка еще себе, вот-вот, я свеженький заварила, с мятой, мой фирменный…
Женщина 2. Ну давай еще по кружечке. Ох, и давно мы уже с тобой, Лидочка, не сидели, не разговаривали. Все некогда. Дела… дела… А жизнь проходит… Вон мой Петька уже институт заканчивает, а кажется вчера еще с ним няньчилась. Помнишь, как он кашу не любил, до жути не любил… А помнишь, ветрянку с садика притащил, весь в зеленке ходил, а мы, как на беду в цирк билеты купили, ох, и слез-то было.
Женщина 1. Помню, конечно, как же! Такое забудешь! У меня у самой вон Олежек уже жених! Глазам не верю!
Внук. Ну, бабуль… перестань…
Женщина 2. А время уже сколько? Ой, включай скорее телевизор, там уже новости вечерние начались, я никогда не пропускаю…
Женщина 2 берет пульт, включает экран, свет на сцене гаснет, на экране репортаж программы «Вести» о нападении на ветерана. Женщины смотрят, выражения лиц становятся серьезнее.
Включается свет.
Женщина 1. О Господи, как можно, как можно…
Женщина 2. Ничего для них святого нет.
Женщина 1. Нет, это ужасно, как же так, как же так, ведь если бы не эти старики, что с нами-то было бы!
Женщина 2. Больно смотреть, не знают они, какую цену эти старики отдали за победу, ведь это не просто ордена, это боль человеческая, это слезы и смерть…
Женщина 1. Моя бабушка не любила о наградах говорить, все молчала больше. Черезжизнь вспоминала,осторожно открывала мне свой мир, щадила:"Мне жаль, деточка, что я там была... Что я это видела... После войны вышла замуж.Спряталась за мужа. Сама спряталась. И мама просила: "Молчи! Молчи!! Непризнавайся". Я выполнила свой долг перед Родиной, но мне печально, что ятам была. Что я это знаю... А ты - совсем девочка. Тебя мне жалко...". Знаешь, имя, я часто вижу, как она сидела и прислушивалась к себе. К звуку своей души. Сверяла его со словами.
Женщины замирают. Гаснет свет.
Чтение стихотворения (за сценой)
Шаг за шагом вспоминаем, день за днем,
Взрыв за взрывом, смерть за смертью, боль за болью,
Год за годом, опаленные огнем,
Год за годом, истекающие кровью.
Мы не просто вспоминаем день войны,
Не для слез и мемуаров вспоминаем.
В наше время вспоминать о нем должны.
Мы об этом всей Земле напоминаем!
КАРТИНА 2. Июнь 1941.
1 дев: Первое взрослое платье надела
Первые туфли на каблуке
Ах, этот вальс танцевать так хотелось! –
Бусы и ленты, рука в руке!
1 юн: Бал выпускной закружил нас с тобою
Вот и заря в проеме окна!
1 дев: Нет, не заря, это зарево боя!
2 дев: Это июнь – двадцать второе,
Год сорок первый – война.
Звуки взрывов, топота ног, яркие вспышки света
3 дев: Мы-то не знали, мы ждали рассвета…
Вмес: Трубы трубят! Трубы трубят!
3 дев: Нам показалось, что танцы все это.
А это – трубы сзывают ребят.
2 юн: Мы все до сих пор
Назывались – ребята
Так где ж это слово? –
Прощаемся с ним!
Ребятам – повестки из военкомата
А девушкам надо решать самим!
Песня 1.
КАРТИНА 3. Май 1942.
Старшина (лежит на кровати, рассуждает): На западе - окончательно завязли в позиционной войне; на востоке немцы день и ночь бомбят канал и Мурманскую дорогу; на севере идет ожесточенная борьба за морские пути; на юге продолжают упорную борьбу блокированный Ленинград. (Пауза) А здесь… Курорт... От тишины и безделья солдаты млеют, как в парной, а еще молодухии вдовушки свое дело делают, да и самогон добывают чуть ли не из комариного писка... Когда непьющих пришлют? Не пьющих надо… Непьющих…
Заходит хозяйка:
Хозяйка: (ехидно) Зенитчики прибыли, Федот Евграфыч.
Старшина: С командиром прибыли?
Хозяйка:Не похоже, Федот Евграфыч.
Старшина:Слава богу! Власть делить — это хуже нету.
Хозяйка: (загадочно) Погодите радоваться,—
Старшина: Радоваться после войны будем.
Старшина выходит, перед ним стоят женщины-военные. Старшина оторопел, снял фуражку, почесал затылок.
Старшая девушка: Товарищ старшина, первое и второе отделения третьего взвода пятой роты отдельного зенитно-пулеметного батальона прибыли в ваше распоряжение для охраны объекта, — Докладывает помкомвзвода сержант Кирьянова.
Старшина: — Та-ак, - совсем не по-уставному сказал комендант. — Нашли, значит, непьющих…
Песня 2.
Женщины-военные сидят около костра, разговаривают.
Соня: Ой, Женечка, какая ты красивая!
Галя: На сцену бы тебя, Женька! Вот я всегда мечтала стать певицей, носить длинные платья, иметь массу поклонников…
Женя: (дурачась) Представляю – певица Четвертачок! (целует Галю).
Галя: Фамилия, конечно, смешная! Мне ее завхоз в нашем детдоме дал, и все из-за маленького роста.
Лиза: Ой, Женька, ой! С тебя только скульптуру лепить!
Рита: Красивая! Красивые редко счастливыми бывают.
Женя: Девчонки! А я ничего не боюсь! Мне отец говорил: «Дочка красного Командира ничего не должна бояться». Я и на лошади скакала, стреляла в тире, сидела с отцом в засаде на кабанов, гоняла на отцовском мотоцикле по военному городку… А сколько я крутила романов с затянутыми в рюмочку лейтинантиками!
Лиза: А я все 19 лет живу в ожидании счастья. Подружки кто уехал учиться, кто замуж вышел, а я за больной мамой ухаживала, отцу в лесничестве помогала.
Рита: Знаете, девчата, а я ярче всего помню школьный вечер – встречу с героями – пограничниками. Я случайно оказалась рядом с лейтенантом Осяниным и сидела, боясь шевельнуться… А потом… Потом он пошел меня провожать. Я схитрила и повела его самой дальней дорогой. Я была первой из нашего класса, кто вышел замуж и не за кого-нибудь, а за красного командира-пограничника. Через год я родила мальчика. Я была самой счастливой женщиной на свете! Проклятая война!!!
Соня:До чего же мне хочется жить
Умирать мне, друзья, неохота
Только б жить и страдать, и любить
Снова тратить бы годы без счета
Галя: Только б жить, и любить, и гореть
А уж жизни осталось немного
Для чего ж нам пришлось одолеть
Эту трудную нашу дорогу
Женя:Жизнь, как камень, тяжелый несли
По военной тропе за плечами
И как к краю земли подошли
Не заметили как-то и сами.
Песня 3.
КАРТИНА 4. Наше время. Стол, накрытый скатертью, чайник, кружки. Две женщины пьют чай, разговаривают. Внук сидит в стороне за книгой (ноутбуком).
Женщина 1.Да-а, тяжело это все, говорить тяжело, фильмы смотреть по телевизору…
Женщина 2. Как подумаю, что наши отцы, деды две жизни прожили – военную и … Мурашки по коже…
Женщина 1. Кто прожил, а кто и нет…
Внук. Бабуль, ну что вы загрустили-то. Так хорошо сидели. А помнишь, ты рассказывала, про деда твоего, мне так нравится эта история, может расскажешь-а?
Женщина 1. (улыбаясь). Ну, про это и не грех рассказать.
КАРТИНА 5. Отрывок из Теркина Про гармонь или обед на перевале).
КАРТИНА 6. Наше время. Женщина 1 звонит по телефону своей подруге.
Женщина 1. Имя,здравствуй-здравствуй, моя дорогая. Я что тебе звоню. Слыхала, а ведь поймали тех бандитов, ну тех, про которых мы тогда у меня смотрели. Накажут-накажут теперь. Да что там говорить. Больно, больно, что все так в наше время. Нет места памяти. Нет. Да, да, ты права. Как же наши дети-то? Внуки-то как? Будет ли добро в их жизни? Ну, ладно-ладно, отдыхай, родная. (Кладет трубку). Поймали все-таки. Поймали. Но сделанное можно ли изменить?
КАРТИНА 7. 1945. МАЙ.
На сцене мужчина и женщина в военной форме. Сидят на полу сцены. Фон – летний луг.
Она: "Мы были счастливые...
Перешли границу " родина освобождена. Наша земля... Я не узнаваласолдат, это были другие люди. Все улыбались. Надели чистые рубахи. Откуда-тоцветы в руках, таких счастливых людей я не знала. Раньше не видела. Ядумала, что когда мы войдем в Германию, то у меня пощады не будет, ни к комупощады не будет. Столько ненависти скопилось в груди! Обиды! Почему я должнапожалеть его ребенка? Почему я должна пожалеть его мать? Почему я должна неразрушить его дом? Он не жалел... Он убивал... Жег... А я? Я... Я... Я...Почему? Поче-му-у? Хотелось увидеть их жен, их матерей, родивших такихсыновей. Как они будут смотреть нам в глаза? Я хотела посмотреть им вглаза...
Я думала: что же будет со мной? С нашими солдатами? Мы все помним...Как мы это выдержим? Какие нужны силы, чтобы это выдержать? Пришли вкакой-то поселок, дети бегают - голодные, несчастные. Боятся нас...Прячутся... Я, которая клялась, что их всех ненавижу... Я собирала у своихсолдат все, что у них есть, что оставалось от пайка, любой кусочек сахара, иотдавала немецким детям. Разумеется, я не забыла... Я все помнила... Носмотреть спокойно в голодные детские глаза я не могла. Ранним утром ужестояла очередь немецких детей около наших кухонь, давали первое и второе. Укаждого ребенка через плечо перекинута сумка для хлеба, на поясе бидончикдля супа и что-нибудь для второго - каши, гороха. Мы их кормили, лечили.Даже гладили... Я первый раз погладила... Испугалась... Я... Я! Глажунемецкого ребенка... У меня пересохло во рту от волнения. Но скоро привыкла.И они привыкли..."
Он: "Родная земля освобождена... Умирать стало совсем невыносимо, хоронитьстало совсем невыносимо. Умирали за чужую землю, хоронили в чужой земле. Намобъясняли, что врага надо добить. Враг еще опасен... Все понимали... Аумирать так жалко... Уже никому не хочется...
После войны долго боялся неба, даже поднять голову к небу. Боялся увидеть вспаханную землю. А по ней уже спокойно ходили грачи. Птицы быстрозабыли войну...
Ученики читают стихотворение:
Ученик 1.
Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май.
Ученик 2.
Еще тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой.
Ученик 3.
Еще тогда нас не было на свете,
Когда с победой вы домой пришли,
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли.
Заключительная песня или видео.